Оснащение офисов и учреждений системами телефонной связи (АТС)

phone.jpgСовременные офисные и учрежденческие автоматические телефонные станции (АТС) позволяют при наличии ограниченного числа городских телефонных линий обеспечить к ним доступ всем сотрудникам организации. АТС могут быть аналоговыми или цифровыми, а также отличаются друг от друга номерной емкостью. При этом, если число абонентов превышает 50 человек, целесообразно использовать цифровые АТС. Цифровые телефоны обеспечивают широкие функциональные возможности: донабор номера, голосовая почта, автосекретарь и др. 

Перед современным руководителем рано или поздно встает проблема выбора или модернизации офисной АТС, которая с учетом финансовых возможностей фирмы позволит создать телефонную систему, максимально удовлетворяющую потребности фирмы. Кроме финансовых возможностей, при выборе офисной АТС необходимо учесть коммуникационные потребности организации и функциональные возможности телефонной станции.

В первую очередь определитесь с емкостью своей сети, то есть числом портов (точек подключения внешних и внутренних линий). При наличии только одной городской линии и количестве внутренних абонентов не более четырех-шести, наиболее эффективно использование мини-АТС. Станции этого класса отечественного и зарубежного производства имеют приблизительно одинаковую стоимость и минимальный набор сервисных услуг. Такие станции предельно просты в монтаже и эксплуатации и находят применение в квартирах, на дачах, в коттеджах, небольших магазинах, офисах.

В тех случаях, когда количество абонентов не превышает 50, а к сети не предъявляются высокие требования к функциональным возможностям, с успехом могут найти применение аналоговые АТС. Аналоговое оборудование преобразует речь в непрерывный или импульсный электрический сигнал с изменяющейся амплитудой и отличаются от цифровых АТС меньшей ценой и невозможностью подключения к городской АТС по цифровым каналам. Стоимость порта таких станций находится в пределах от 20 до 30 долларов. Отечественные станции дешевле импортных, но предоставляют абоненту меньшее количество услуг (что не критично, т.к. в большинстве случаев их достаточно для нормальной работы, на практике используется не более 60% всех возможностей АТС).
К аналогичному классу относятся также беспроводные офисные АТС, которые позволят Вашим абонентам быть на связи не только на своем рабочем месте.

Цифровые АТС открывают абонентам новые возможности. Они работают с потоками двоичных импульсов, в которые речевой сигнал преобразуется методом импульсно-кодовой модуляции. Наиболее эффективное использование цифровых АТС обеспечивается при количестве портов больше 50.

Классификация АТС:

По области применения

офисные и учрежденческие

По типу соединительных линий

аналоговые и цифровые, IP-АТС

По емкости

микро-АТС и мини-АТС (малые АТС)

Офисные АТС представляют собой малогабаритные, недорогие автоматические телефонные станции малой емкости. Их основное назначение – обеспечение доступности всем сотрудникам фирмы к ограниченному количеству городских телефонных номеров и организация внутренней телефонной связи с достаточно широким набором сервисных услуг. Типичное подключаемое оборудование к аналоговым офисным АТС – это обычные 2-проводные аналоговые телефонные аппараты (ТА).

Руководители фирм, ориентированные на развитие бизнеса, предпочитают с самого начала устанавливать цифровые офисные АТС. Такие станции являются гибкими программируемыми модульными системами, позволяющими полностью приспособиться к уже существующей телекоммуникационной системе офиса и развивать ее по мере необходимости.

Цифровые АТС позволяют сохранить все предыдущие капиталовложения в офисную телефонную сеть (они могут использовать имеющуюся 2-проводную абонентскую сеть с аналоговыми ТА) и увеличивают количество сервисных услуг до 200. Однако наиболее полно функциональные возможности цифровых АТС раскрываются при использовании цифровых абонентских устройств, что требует дополнительных расходов на монтажные работы по прокладке 4-проводной абонентской сети или 2-проводной витой пары и покупку цифровых ТА.

Преимущества цифровой техники перед аналоговой очевидны. Во-первых, значительно лучше качество сигнала, так как аппаратура регистрирует только наличие или отсутствие импульса, поэтому естественное искажение формы импульса не влияет на его обработку и восстановление. Во-вторых, возможности и характеристики цифровых офисных АТС значительно перекрывают возможности аналоговой техники. Количество сервисных функций цифровых станций исчисляется сотнями. В-третьих, цифровая техника имеет совершенно иной уровень универсальности. Наравне с преобразованными в цифровой поток речевыми сигналами она может обрабатывать и передавать цифровую информацию от других источников (данные, видеосигналы, сигналы телеметрии и т.п.).

Самый распространенный тип подключаемого к цифровым станциям оборудования – цифровые системные ТА. Они подключаются посредством 4- или 2-проводных линий (по какой-либо разновидности S-интерфейса, или U-интерфейса ISDN. В гибридных системах, сочетающих в себе аналоговый и цифровой способ передачи информации, подключение выполняется по 4-проводной линии. По одной паре проводов передаются аналоговые речевые сигналы, по другой – цифровая информация. Предельная дальность цифровой линии колеблется от 800 м до 3 км.

Функциональные возможности цифровых телефонов весьма разнообразны. ТА с тональным набором номера или возможностью переключения набора импульс/тон обеспечивает доступ к более широкому набору функций, таких как донабор номера, голосовая почта, автосекретарь, Direct Inward System Access (DISA). Полный же набор сервисных функций доступен только системным телефоном, разработанным специально для определенного типа станций. На алфавитно-цифровой (или графический) дисплей выводятся текстовые сообщения, индикация имени абонента при внутреннем или кода соединительной линии при входящем вызовах, записная книжка, экранное меню, помощь, параметры состояния внутренних и внешних линий. Кроме этого, цифровой телефон имеет функцию директор/секретарь, громкое оповещение, внутреннюю и внешнюю конференц-связь.

Старшая модель системного телефона может с успехом заменить на столе руководителя десяток телефонов и пультов, стать надежным средством диспетчерской связи, незаменимым помощником секретаря. Более простые модели обеспечат работу руководителей среднего звена. Их количество определяется конкретными потребностями заказчика и возможностями самой офисной АТС.

В качестве дополнительного периферийного оборудования могут быть подключены ISDN-терминалы, беспроводные телефоны, компьютеры администратора, голосовой почты или тарификации, принтеры регистрации вызовов, встроенные модемы для удаленного администрирования, домофоны, внешние громкоговорители и звонки.

При построении системы связи среднего или крупного предприятия на решение в пользу цифровой АТС могут повлиять также и следующие соображения: цифровая офисная АТС 
- может стать универсальным решением для построения единой телефонной и информационной сети связи предприятия · обеспечит развитые средства обработки массового потока вызовов
- позволит ограничить число физических линий, обеспечив многоканальный стык с городской телефонной сетью (например, по линии Е1)
- имеет возможность создания автоматизированных информационных систем (голосовая почта)

Затраты на приобретение цифровой офисной АТС составляют от 50 до 400 долларов за порт. Если система связи на базе цифровой АТС спроектирована грамотно, то затраченные средства станут чрезвычайно эффективным капиталовложением в современную, рассчитанную на десятки лет безотказной работы инфраструктуру предприятия.

Выбор модели офисной АТС – многокритериальная задача. Для кого-то важны параметры надежности, для кого-то возможности стыка по конкретным интерфейсам, поэтому универсального решения проблемы выбора техники не существует. Как на этапе ввода, так и при дальнейшей эксплуатации вам будет необходима техническая поддержка. Она может потребоваться при расширении или изменении организационной структуры предприятия, неисправности каналов, соединительных линий, и во многих других случаях. Если стоимость технической поддержки не вошла в стоимость оборудования, то вам, возможно, придется пойти на значительные дополнительные затраты. Вообще, установку и обслуживание офисной АТС, особенно цифровой с использованием системных телефонов, лучше доверить профессионалам.

Долгое время офисные АТС были просто небольшими концентраторами нагрузки на абонентские линии. С появлением электронного оборудования положение изменилось: теперь офисные АТС становятся неотъемлемой составляющей в организации эффективного труда любого предприятия. 

В настоящее время на российском рынке офисных АТС предлагают оборудование десятки производителей и сотни поставщиков. Вопрос выбора нужной АТС подразделяется на два основных аспекта: необходимые функции АТС и стоимость. Особую роль играют надежность и возможность расширения.

Первое, что нужно сделать, это сформулировать техническое задание: описать для чего нужна АТС и какие задачи она должна выполнять. Для этого нужно учесть следующие параметры АТС:

1. Емкость АТС и возможность расширения
Сумму городских (соединительных) линий и внутренних (абонентских) линий принято называть емкостью АТС (числом портов). Кроме того, нужно иметь информацию о том, как можно изменить эту емкость (конфигурацию) и за какие деньги.

2. Ограничения на соединения
Число одновременно ведущихся разговоров или число внутренних переадресаций соединений, возможность переадресаций на внешние линии. Возможность задания ограничений и запретов на исзодящие соединения для внутренних абонентов.

3. Интерфейсы
Способы подключения к соединительным (городским) и внутренним (абонентским) линиям.
Аналоговые абонентские – для подключения простых двухпроводных устройств (дисковых или кнопочных аппаратов, факсов, модемов и т. д.). Если необходимо подключить удаленного абонента (более 3-х км), то следует заранее предусмотреть такую возможность для выбираемой АТС.
Цифровые абонентские – для подключения системных телефонных аппаратов и устройств передачи данных. Эти аппараты необходимы для удобства организации операторской, директорской или диспетчерской связи. Они могут иметь дисплей разной величины, спикерфон (громкую связь), разное число функциональных и программируемых клавиш и дополнительные кнопочные расширительные приставки (консоли).
Линейные интерфейсы или соединительные линии (СЛ):
Чаще всего, это двухпроводные соединительные линии, которые являются, по сути, абонентскими для городской АТС. При емкости АТС больше 100–20–0 абонентов подключение к ГАТС рекомендуется производить по цифровым соединительным линиям (Е1, ISDN PRI).
Дополнительные интерфейсы: RS232 или Ethernet необходимы для подключения компьютера для облегчения программирования и настройки АТС, а так же для «снятия» данных о телефонных соединениях абонентов УАТС (SMDR) и проведения дальнейшей тарификации разговоров для выставления счетов арендаторам.

4. Надежность и бесперебойность работы АТС
Это один из главных показателей, который особенно важен для тех предприятий, где недопустимы перерывы в связи. Здесь главное – возможность резервирования источников питания и устройств управления. Для резервирования питания АТС используют источники бесперебойного питания (ИБП) стандартной емкости, для обеспечения работы АТС в течение 30 мин или повышенной емкости для обеспечения работы АТС в течение 4 – 8 часов. Но лучше и правильнее установить АТС с возможностью прямого подключения аккумуляторных батарей, которые обеспечат бесперебойное питание на большее время и гороздо дешевле чем UPS.

Что нужно решить при покупке АТС

1. Проанализировать инфраструктуру существующей сети.
Сколько и где необходимо иметь внутренних точек подключения (телефонов)? Нужны ли в телефонной сети мобильные абоненты? Сколько и каких соединительных линий достаточно для соединения на городские АТС? Может быть, наступил подходящий момент для модернизации кабельной системы? Стоит ли для подготовки к предстоящему расширению сети наращивать кабели и арендовать дополнительные городские соединительные линии или лучше заменить дорогостоящие одноканальные линии на цифровые каналы?

2. Решить, вопрос о текущей эксплуатации АТС.
Для эксплуатации АТС емкостью более 100 портов потребуется как минимум один специалист достаточно высокой квалификации в таких сферах, как: аппаратные и программные компоненты системы, средства связи, кабельные сети, конфигурирование линий и обучение персонала. Возможно, удастся сэкономить какую-то сумму, заключив контракты на различные виды работ с поставщиками оборудования и услуг. Во избежание дополнительных проблем, лучше выбирать опытного поставщика, чтобы поручить ему все заботы по обслуживанию АТС.

3. Принять решение о системе доступа к АТС.
Кто должен принимать звонки – живой оператор или автоматический? Применение автосекретаря (автооператора) или автоинформатора позволит избежать лишней занятости сотрудников при ответах на стандартные вопросы и позволит повысить имидж организации.

4. Учесть вопрос отказоустойчивости.
Также необходимо  включить в запрос на коммерческое предложение такие пункты, как: оборудование с избыточностью, источники бесперебойного питания, аппаратные компоненты с возможностью «горячей замены» и сохранения аварийной информации о системе

5. Принять решение о необходимости тарификации исходящих соединений.
Если расходы фирмы на междугородные разговоры катострофически растут – необходимо приобретение АТС с возможностью тарификации соединений. В этом случае возможна организация аренды части ресурсов офисной АТС другой организации, а также обеспечения контроля расходов на связь.

6. Принять решение о необходимости применения системы записи телефонных разговоров.
Многоканальную компьютерную систему записи переговоров можно подключить к внешним городским линиям офисной АТС и записывать все (или выборочно) разговоры сотрудников с городскими и междугородними абонентами. Это позволит обеспечить следующие моменты:

- контроль за расходами, поскольку достаточно определить служебный или личный разговор вел сотрудник (системы записи ведут архив данных кто, с кем и когда разговаривал)
- контроль за конфиденциальностью служебной информации, передаваемой по телефонным линиям (известие о факте, что разговоры по телефону записывают, дисциплинирует сотрудников)
- можно повторно прослушать важный разговор (переговоры с контрагентами, злонамеренный звонок с угрозой и т.п.)

Разобраться в широком ассортименте существующих на рынке офисных телефонных систем Заказчику всегда помогут сотрудники «АРМО-ЛАЙН», имеющие опыт оснащения телефонией объектов различного назначения и масштаба. Опытные специалисты подберут АТС, соответствующую индивидуальным особенностям конкретного проекта, выполнят установку и отладку всей телефонной системы.


http://armo-line.ru/systems/it-systems/phone-system/